среда, 26 ноября 2014 г.

Перевод на газ автомобиля


Каждый автолюбитель хоть один раз, но подумывал перевести свой авто на газ. И как мне кажется основная причина этих мыслей - экономия средств на топливе. Все знают что газ процентов на 50 дешевле бензина. Однако чтобы перевести авто на газ требуется дополнительное оборудование, которое далеко не дешево. И тут всплывает встречный вопрос, а окупятся ли затраты? По словам "бывалых" автолюбителей, да и простых экономистов - те машины, у которых пробег от 10 тыс. до 15 тыс в год перевод на газ бессмыслен. Однако решать вам, может быть вы просто заботитесь об окружающем мире, а не о своем кармане. Так или иначе в статье я попробую дать общую характеристику газового оборудования, его плюсы с минусами и другую полезную информацию.





Немного истории:

В СССР в 80-е годы на дорогах страны можно было увидеть грузовики ГАЗ-5207/5307 и ЗИЛ-138, развозные фургоны типа «Мебель», «Хлеб», «Почта» на их базе, а также автомобили коммунальных служб с двигателями, работавшими на газу. Также на улицах крупных городов появились маршрутные автобусы со связками газовых баллонов на крыше и надписью по бортам «Метан — топливо будущего». В цифрах: в 1985 году доля автомобилей, работающих на газу, составила — 2,8% (сжиженный нефтяной), 3,7% (сжатый природный). Впрочем в масштабах страны это капля в море. Тем более в автохозяйствах страны переход автопарка на ГБО не произошел по ряду "мифических" причин: всевозможные заболевания у водителей; высокая пожароопасность и т.д. Но на самом деле отказ от бензина был "экономически" не выгоден всем "завгарам" потому что "левого" газа нет, но есть "левый" бензин. В 90-е появился дешевый бензин на фоне нефтяного кризиса и о газификации авто забыли. И лишь в новом веке переход на газ автомобиля принял актуальную форму

Какой газ бывает

Прежде чем устанавливать газ на автомобиль необходимо разобраться какой вид газа применяют в ГБО, а также их особенности и преимущественные отличия.
Итак в качестве автомобильного топлива применяют: сжатый и сжиженный газ. Чтобы представлять чем они отличаются нужно уяснить понятие критическая температура. Критическая температура — температура, при которой плотность и давление насыщенного пара становятся максимальными, а плотность жидкости, находящейся в динамическом равновесии с паром, становится минимальной.
При температуре газа выше критической его невозможно сконденсировать ни при каком давлении.
Поэтому газ с высокой критической температурой удается сжижать, а газ с низкой критической температурой можно только сжимать.

Сжиженный нефтяной газ
Имеет высокую критическую температуру, что помогает сжижать его и поставлять потребителю в «новом» агрегатном состоянии под невысоким давлением до 1,6 МПа. Основные компоненты смеси — пропан и бутан.
ГОСТ предусматривает производство двух марок пропан-бутановых смесей: летняя (до 55% пропана от общего объема) и зимняя (до 95% пропана от общего разъема). Смысл вот в чем: давление газа зависит от температуры окружающей среды и варьируется в пределах от 0,04 до 1,6 МПа. Смесь хранится в баллоне в жидком состоянии, которое поддерживается при определенном соотношении давления и температуры. Давление на жидкую фазу создается насыщенными парами, интенсивность испарения которых зависит от процентного соотношения пропана и бутана в смеси. Пропан начинает испаряться при –40 °С, бутан только при 0 °С. Поэтому при низких температурах преобладание бутана в смеси не позволит развить в системе рабочее давление, а самотеком газ в двигатель не пойдет.
Введение двух марок смесей позволило учесть свойства СНГ в зависимости от окружающей температуры, что позволяет круглый год эксплуатировать автомобили на газе.
В целях безопасности топливный баллон нельзя заполнить на 100%, это сделано для того, чтобы в емкости не возникло избыточное давление при экстремальных температурных условиях (например, при +45 °С). Поэтому, как только объем заправленного топлива составит 80-90% от общего, сработает ограничитель и прекратит подачу смеси в баллон.
Но даже если баллон заправить «под завязку» и выставить на солнцепек, то вряд ли что-нибудь произойдет. Во-первых, баллон спроектирован с 3-4-кратным запасом прочности и выдерживает давление до 6-8 МПа (а даже в таких условиях давление не превысит 2,5 МПа). Во-вторых, современная баллонная арматура автоматически сбросит избыточное давление.
Пропан-бутан учитывается в литрах (1 литр СНГ стоит сегодня в 2 раза дешевле бензина АИ-92). При равных условиях расход топлива двигателя, потребляющего сжиженный газ, выше, чем у идентичного бензинового мотора на 10-15%, что объясняется меньшей объемной теплотворностью. Учитывая, что полезный объем баллона составляет 80% от полного, одной заправки стандартной 50-литровой емкости легковой машине хватит на 450-550 км.

Сжатый (компримированный) природный газ
Имеет низкую критическую температуру, поэтому для его сжижения необходимо применять специальные криогенные установки. Подобная процедура приводит к удорожанию топлива и ставит под сомнение целесообразность установки ГБО. Поэтому природный газ, основой которого является метан, сжимают до 20 МПа, что примерно и равно рабочему давлению системы, и закачивают в баллон. К достоинствам метана можно отнести: высокое октановое число, крупные мировые запасы, максимальную полноту сгорания и, конечно же, низкую цену.
Но есть и недостатки. Например высокое рабочее давление предъявляет серьезные требования к оборудованию (и в первую очередь к емкостям), что увеличивает затраты по переводу автомобиля на «голубое топливо» в 3-4 раза, по сравнению с пропан-бутановыми системами. Так как метан заправляется в газообразном состоянии, то учитывается он в кубических метрах. Проведя нехитрые математические расчеты, приходим к выводу, что в 50-литровую емкость можно закачать около 11 кубометров метана (50 л х 22 МПа = 11 000 л).
Расход 1 кубометра метана приблизительно равен расходу 1 литра бензина. Для двигателей, рассчитанных на применение 92-95 бензина, эквивалентный расход будет чуть меньше одного куба. Другими словами, на одной заправке (те же 50 литров) можно проехать всего 110-150 км, т.е. в 3,5 раза меньше, чем на пропан-бутане при том же объеме газового баллона. Однако, учитывая, что стоимость 1 кубометра природного газа составляет всего 30% от цены 1 литра 92-го бензина, можно смириться с небольшим пробегом на одной заправке (или с увеличенной топливной емкостью на борту).




Положительные стороны использования ГБО

- Низкая стоимость топлива. Установленный комплект ГБО среднего ценового диапазона окупается примерно за 20 тыс. километров. Далее - исключительно экономия. В абсолютных цифрах, газа автомобиль потребляет значительно больше чем бензина - если брать из расчета на 1 километр, получается большое примерно на 20-30%. Однако даже при таких пугающих процентах поездки будут обходиться вам значительно дешевле традиционно-бензиновых.
- В сравнении с бензином и дизелем, у газа более высокое октановое число (около 110 единиц). Также газ имеет более плавное сгорание. Соответственно работа двигателя на газе значительно тише и мягче. Как следствие – сниженный износ шатуннопоршневой группы и, соответственно, экономия на обслуживании, ремонте и запчастях.
- Продукты сгорания газа почти не «портят» масло двигателя, а это сокращает его расход и необходимость частой замены.
- При использовании газа почти отсутствует нагар в цилиндрах и на свечах двигателя. Меньше чистить - также экономия.
- "Газовые" двигатели требуют капитального ремонта в 1,5 – 2 раза меньше, чем бензо-дизельные собратья.
- Безусловно, низкая токсичность выхлопа "газовика" (до 4 раз!).
- Нет детонации при любых режимах работы.
- Увеличивается пробег автомобиля практически в два раза за счет одновременного присутствия двух топливных систем. Выгодно в случае дальних поездок - на дачу или к морю.
- Противоугонный эффект. Удаляем коммутатор и обе системы топливоподачи перестают функционировать.

Отрицательные стороны использования ГБО

- Занимаемый объем. Газовый баллон занимает немало места. Если для автобуса или грузового авто это некритично, т.к. места много, для легкового авто, как правило, это отнюдь не гигантский багажник автомобиля. Иногда (например, для мастеров, монтажников, коммивояжеров, дачников) это довольно таки критично.
- Нарушение баланса. Довольно специфическая проблема. Установленный дополнительный "бак" смещает центр тяжести автомобиля и водителю придется привикать к новому поведению свого железного друга. Особенно в «скользкую» погоду (дождь, снег, гололед). Стиль вождения однозначно придется корректировать.
- Малое число газозаправочных станций. Очевидный минус - заправок очень мало и это стоит признать со всей очевидностью. Если в ЦФО эту услугу можно получить почти "в любой деревне", то за Уралом и в других отделанных территориях лучше не рисковать.
- Затрудненный пуск двигателя при минусовых температурах. Реальная проблема, обусловленная физическим густением холодного газа. Загустевший газ становится менее летучим и, соответственно, поджечь его значительно сложнее.
- Снижение динамика разгона. Подтвержденный минус, который может стать критичным для любителей спортивной езды. О прыжках "со светофора" можно забыть.
- Потеря мощности. Также реально подтвержденный многочисленными тестами факт. На газе "улетучится" до 10% мощности двигателя. Как уже писалось выше - из-за физических свойств газа: он мягок в горении.
- Снятие с гарантии. Неоднозначная проблема, требующая уточнения у вашего дилера. Для б/у автомобилей такой вопрос не стоит, а вот для новых, особенно дорогостоящих, может быть весьма важной. Подавляющее большинство автодилеров не предоставляют такую услугу как монтаж ГБО. Если сделать это самому – снимут автомобиль с гарантии. Аргументация проста – автомобиль не предназначен для работы на газообразном топливе и любое отхождение от проекта может привести к аварии и поломке. Более лояльны китайские и российские автопроизводители - они сами установят вам ГБО в своих фирменных центрах. И только в них! В случае самостоятельной установки также велика вероятность "слететь" с гарантии.
- Установка ГБО потребует от вас либо добиться отметки в техпаспорте, любо заменить документы.

Оборудование

На сегодняшний день в России можно встретить ГБО со всего мира, в продаже оборудование из Италии, Голландии, Польши, Болгарии, Австралии, Литвы, Латвии, Бельгии. Причем зачастую одну страну представляют несколько марок. Родоначальниками европейской газификации по праву можно назвать итальянцев, перечислять всех производителей мы не будем, а затронем лишь самых именитых: Lovato, Landi Renzo, Stefanelli, Bedini, BRC. Далее идут голландцы, их продукция всегда считалась элитарной и сравнительно дорогой: Necam&Koltec, Landi Hartog, GMS, AMG — вот лишь некоторые бренды из предлагаемых у нас в стране. Но не стоит забывать и о российских системах: САГА, ГИГ, Новогрудок, Рязань, Компрессор, Автосистема. Отечественные производители завоевывают рынок благодаря низкими ценами на оборудование, но достичь уровня мировых стандартов им пока не удалось.

Что же выбрать?

Владельцу личного легкового автомобиля есть смысл задуматься о сжиженном нефтяном газе. Оборудование дешевле (и быстрее окупится), АГНС попадаются чаще, внушительный пробег на одной заправке.
Для предпринимателей и компаний, активно занимающихся перевозками мелких грузов, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогое оборудование, установку, экономия на топливе будет намного выше, главное прокладывать маршруты неподалеку от АГНКС.




ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
К осенне-зимнему сезону нужно готовится заранее, тем более цены всегда растут когда сезон приближается де факто. Не секрет, что износ одежды у мальчиков выше чем у девочек, это связано в первую очередь с их активностью и не особой осторожностью. Поэтому родителям детские зимние костюмы для мальчиков всегда нужно приобретать заранее и намного чаще. Для этого необходимо руководствоваться ценовым диапазоном, размером, стилем и дизайном приобретаемой детской зимней одежды для мальчиков.


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Яндекс.Метрика Анализ сайта www.avtobllog.ru Рейтинг@Mail.ru

© 2013 - 2022 AVTOBLLOG.RU По всем вопросам обращайтесь на E-mail: sergeymjalo@gmail.com