понедельник, 29 мая 2017 г.

КАК ПРИОБРЕСТИ ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ


Водитель, управляя автомобилем, должен постоянно контролировать дорожные условия, замечать особенности движения, учитывать малейшие изменения. Потому что, в настоящее время, в условиях интенсивного движения как в городе, так и за городом, на дороге обстановка может изменяться в доли секунды.

Тем более если у водителя отсутствуют основные навыки управления автомобилем и он недостаточно натренирован, он не успевает реагировать на меняющуюся обстановку и принимать необходимые решения для управления автомобилем. Как правило, такой водитель работает слишком напряженно, быстро устает и не может быстро и безошибочно оценивать обстановку. В его действиях неизбежно возникают, ошибки, создавая предпосылки для дорожного происшествия.






УЧИМСЯ ТРОГАТЬСЯ С МЕСТА

Для того чтобы приобрести основные навыки управления автомобилем необходимо научиться трогаться с места. Неумение правильно трогаться с места может быть для вас чревато, например на подъеме. Представьте, что, двигаясь на подъем, вы подъехали к пересечению с главной дорогой. Движение по главной дороге интенсивное, и сразу выехать на нее нельзя. Как поступить?

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: Можно удерживать автомобиль с помощью стояночного (ручного) или рабочего (ножного) тормоза. Если вы еще не очень уверены в своем умении трогаться, то лучше трогаться с «ручника», но запомните только перед тем, как убрать «ручник», не забудьте включить первую передачу.

Если вы удерживаете автомобиль ножным тормозом, то трогаться будет посложнее, но зато быстрее. Переносить ногу с педали тормоза на «газ» надо очень быстро, так как в это время автомобиль будет скатываться назад. Пользоваться вторым способом можно, только отлично освоив первый.

ВАЖНО! Если впереди или сзади вас находятся другие участники дорожного движения, следите за их расположением и не приближайтесь к ним очень близко.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ: Способ манипулирования педалями сцепления и «газа» вы также можете использовать для тренировки умения трогаться на подъеме. Если он вам понравится, можно его использовать и в других случаях. Однако следует признать, что при таком удерживании автомобиля на подъеме быстрее изнашиваются диски сцепления. Этот способ сослужит вам добрую службу не только при движении на подъемах, но и, например, в часы пик в плотном транспортном потоке, когда автомобили движутся короткими «перебежками». Научившись регулировать движение автомобиля педалью сцепления, вы освободите себя от постоянной необходимости пользоваться рабочим (ножным) тормозом. Чтобы освоить этот метод трогания с места, предлагаю следующие полезные упражнения


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ ТРОГАНИЯ С МЕСТА ПЕДАЛЯМИ "ГАЗА", ТОРМОЗА И СЦЕПЛЕНИЯ
Для тренировки вам понадобятся по два деревянных бруска трех видов.


УПРАЖНЕНИЕ 1. Тренируем навыки действия педалями «газа» и тормоза.
Поставьте два бруска обозначенные на рисунке буквой "а" перед передними колесами вашего автомобиля так, чтобы бруски слегка касались их как показано на рисунке ниже.


Попробуйте как можно медленнее подняться передними колесами на вершины брусков и так же медленно съехать с них, остановившись так, чтобы колеса касались брусков, но уже с другой стороны. После этого выполните то же самое, но задним ходом.

  • При переходе из положения 1 в положение 2 нажмите на педаль «газа» с такой силой, чтобы, выехав на вершины брусков, остановиться без помощи педали тормоза.
  • Переход из положения 2 в положение 3 осуществляется с помощью педали тормоза. При этом, находясь в положении 2, надо как можно быстрее переносить ногу с педали «газа» на педаль тормоза. 

Повторите упражнение несколько раз, пока не добьетесь необходимой слаженности действий и плавности хода.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Тренируем навыки действия педалью сцепления.
Установите перед передними колесами два бруска обозначенных на рисунке буквой "б" (см. рисунок ниже).


Для правильного выполнения упражнения следует выполнить следующее:

  • постарайтесь медленно заехать передними колесами в выемки, находящиеся в средней части брусков, и остановиться. При этом надо вовремя выжать педаль сцепления, чтобы колеса автомобиля остановились в положении 2 без помощи тормоза;
  • после этого, медленно двигаясь, займите положение 3.

Далее упражнение выполняется задним ходом до исходного положения 1. Обращайте внимание на то, чтобы не переходить из положения 1 (3), в положение 2 слишком быстро, иначе вы просто переедете бруски.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Тренируем навыки действия педалями тормоза, «газа», сцепления.
Для этого упражнения кроме двух брусков под буквой "в" вам понадобится стойка, в качестве которой можно использовать прямую палку высотой 1,5 м с острым концом.


Алгоритм упражнения:

  1. Займите положение 1. Затем, выехав на вершины брусков (положение 2), затормозите автомобиль стояночным (ручным) тормозом.
  2. Выйдите из автомобиля и воткните палку так, чтобы она касалась переднего бампера вашего автомобиля в средней его части.
  3. Садитесь за руль, выключите «ручник» и, откатившись назад, займите исходное положение 1. Теперь, начав движение, займите положение 2 так, чтобы коснуться стойки бампером, но не сбить ее. 

Если вам это удастся четыре раза из пяти, то с троганием у вас все в порядке. Если нет, то придется потренироваться еще.

Причиной происшествий при начале движения довольно часто бывает забывчивость или отсутствие важной привычки – перед пуском двигателя проверять, находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении.
Если на пути нет помех, то «прыжок» автомобиля с включенной передачей – просто неприятность, а если рядом стоит автомобиль или строение – это уже происшествие. Поэтому выработайте у себя полезную привычку: включая двигатель, всегда выжимать педаль сцепления. Она позволит вам избежать многих происшествий, особенно когда вы находитесь в возбужденном состоянии или утомлены.
ЭТО ВАЖНО! При начале движения проверяйте, находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении.


КАК ПРАВИЛЬНО ТОРМОЗИТЬ

Навык торможения относится к основным навыкам управления автомобилем. Ко всему этому он рассматриваются как один из наиболее сложных элементов техники управления автомобилем. Основная опасность, подстерегающая вас при резком торможении, – это потеря контроля над управлением в результате юза или заноса.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО ПО ЭТОЙ ТЕМЕ В СТАТЬЕ: 

ЮЗ возникает если вы, резко нажав на педаль тормоза, заблокировали колеса автомобиля, то есть они перестали вращаться и просто скользят по поверхности дороги. В таком состоянии вы почти полностью теряете возможность изменять направление своего движения с помощью рулевого колеса. Как бы вы его ни вращали, автомобиль будет двигаться прямо.

ЗАНОС, можно узнать, резко нажав на тормоз при движении на крутом повороте. Заднюю часть автомобиля начнет заносить, и, вращаясь подобно волчку, вы покинете проезжую часть, обретя «покой» в кювете.

ЭТО ВАЖНО! Занос может возникнуть при торможении не только на повороте, но и на прямом участке дороги. Он также возникает на скользкой дороге при резком нажатии на «газ» или педаль сцепления.

Как видите, ни юз, ни занос не принесут вам ничего хорошего, поэтому надо учиться тормозить так, чтобы избежать и того, и другого.

ПРАВИЛА ПРОТИВ ЮЗА И ЗАНОСА

  • Не тормозите так, чтобы колеса длительное время были заблокированы.
  • Избегайте торможения на поворотах. 
  • Не тормозите, поворачивая рулевое колесо.
  • Плавно работайте педалями «газа», сцепления, а также рулевым колесом.

В умении практически реализовать эти правила, особенно первое, в любых условиях движения и состоит искусство безопасного торможения. Достигается оно путем применения способов торможения, наиболее соответствующих условиям и режиму движения.
Главное, от чего зависит успешность применения любого способа торможения, – это ваша чувствительность к педали тормоза и ответной реакции автомобиля в целом.
Описать ее практически невозможно, понять и выработать ее у себя можно только на практике. Остальные советы по торможению вы найдете в следующих статьях.

РЕЗКОЕ НАЖАТИЕ ПЕДАЛИ ТОРМОЗА ДО УПОРА
Наиболее распространенный способ, к которому инстинктивно прибегает большинство водителей в предаварийной ситуации, – это паническое, резкое нажатие на педаль тормоза до упора. При большой скорости и скользком покрытии это верный путь к юзу и заносу. На сухой дороге это также отличное средство для ускоренного стирания покрышек. Да и тормозной путь, как это для многих ни странно, возрастает при юзе почти на одну треть. Поэтому надо отучаться от такого способа торможения и пользоваться другими, более сложными, но и более безопасными и эффективными способами. Если все-таки вы решили воспользоваться этим способом, то постарайтесь не давить на педаль резко, а делать это плавно, постепенно увеличивая силу нажатия.

ПРЕРЫВИСТЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ





Сохранить управляемость автомобиля и быстро остановиться вам позволит прерывистый способ торможения. При этом способе вы как бы качаете педаль тормоза, то нажимая, то отпуская ее. Плавно и постепенно увеличивая усилие на педаль тормоза, вы сразу же отпускаете ее, если почувствовали начало заноса или юза, потом нажимаете опять и так до полной остановки или пока не снизите скорость до нужного уровня. Самый сложный момент при реализации этого способа – научиться чувствовать начало заноса и юза. Некоторые водители чувствуют самое начало заноса «спиной» по некоторым еле заметным изменениям движения автомобиля.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛА БЛОКИРОВКИ КОЛЕС
Научиться чувствовать начало блокировки колес еще труднее, но вполне возможно. Для этого предлагаем потренироваться на зимней дороге следующим образом. Сделайте на всех колесах своего автомобиля по четыре отметки.



Алгоритм упражнения;

  • Найдите участок дороги, свободный от транспорта, или площадку.
  • Затем попросите вашего знакомого провести тренировку. Его роль будет такой. Начав движение и разогнавшись, вы начинаете плавно увеличивать давление на педаль тормоза. Как только колеса перестанут вращаться (это будет видно по нанесенным отметкам), он должен засвистеть в свисток (которым вы его снабдили). В этот момент вы уменьшаете давление на педаль тормоза. 
  • Затем опять начинаете увеличивать усилие до следующего свистка и т. д.

Если бы будете часто тренироваться на различных поверхностях дороги, то вскоре научитесь чувствовать момент блокировки колес.

СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ПЕРЕХОДОМ НА ПОНИЖЕННУЮ ПЕРЕДАЧУ

И еще об одном способе – торможении двигателем с переходом на пониженную передачу. Он незаменим в зимнее время при движении по скользкой дороге.

Фактически торможение двигателем происходит всякий раз, когда вы отпускаете педаль «газа», при этом не переходя на нейтральную передачу. 

Но если вам надо затормозить более интенсивно, тогда следует переключиться на пониженную передачу:

  • Для этого выжмите педаль сцепления и поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение.
  • Отпустите педаль сцепления и нажмите на «газ». 
  • Затем тут же еще раз нажмите на педаль сцепления, быстро включите пониженную передачу и отпустите педаль сцепления. 
  • Если скорость снизилась недостаточно, проделайте то же самое, переходя на еще более низкую передачу. 

Торможение двигателем не только значительно снижает вероятность заноса, но и позволяет беречь от износа шины и тормозные колодки. Торможение двигателем можно применять как для притормаживания, так и для экстренного торможения, сочетая его с рассмотренными приемами торможения педалью тормоза.

СОВЕТ! Не злоупотребляйте педалью тормоза. У опытных водителей необходимость в педали тормоза возникает значительно реже, чем у неопытного, так как он заранее прогнозирует опасность и выбирает наилучший скоростной режим. Помните, что для снижения скорости обычно достаточно просто ослабить давление на педаль «газа» 

СОВЕТ! Следите за исправностью тормозной системы. Если затормаживание колес вашего автомобиля неравномерное, то может возникнуть занос даже на сухом покрытии.

СОВЕТЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЗАДНИМ ХОДОМ

Хотя задним ходом приходится двигаться значительно реже, чем передним, количество происшествий при этом велико. Соблюдайте следующие правила.


  • Не поленитесь перед движением задним ходом выйти из машины и лично убедиться в отсутствии помех, особенно после длительной стоянки.
  • Двигаясь задним ходом, смотрите в заднее стекло а не в зеркала или открытую дверь: так больше обзор. Но если стекло замерзло, запотело, придется смотреть назад через приоткрытую дверь.
  • Чтобы предотвратить резкий разгон в начале движения задним ходом, регулируйте скорость педалью сцепления, а не «газа» или тормоза.
  • Держите рулевое колесо за верхнюю часть левой рукой, правая находится на спинке соседнего сиденья. Так проще и лучше управлять автомобилем.
  • Тормозной путь при движении задним ходом длиннее, чем при той же скорости передним ходом, поэтому усилие на педаль тормоза должно быть несколько большим.
  • Никогда не выезжайте задним ходом со второстепенной дороги на главную. Со стоянки тоже лучше выезжать передним ходом.
  • Если приходится поворачивать задним ходом, не забывайте периодически переводить взгляд на левое и правое передние крылья, о которых часто забывают и задевают ими препятствия.

по материалам книги: "ЕЗЖУ БЕЗ АВАРИЙ" Ваганов Виктор Иосифович

Похожие материалы:
Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Анализ сайта www.avtobllog.ru Рейтинг@Mail.ru

© 2013 - 2019 AVTOBLLOG.RU По всем вопросам обращайтесь на E-mail: sergeymjalo@gmail.com