среда, 2 октября 2019 г.

СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПДД) 2019


В связи с постоянными изменениями в правилах дорожного движения, нередко возникают спорные ситуации в правилах дорожного движения, которые порой не так просто разрешить, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим самые часто возникающие неоднозначные обстоятельства, в которые попадают большинство участников дорожного движения.






ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ ПЕШЕХОДА С ГИРОСКУТЕРОМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМ ПРОИСШЕСТВИЕМ


Для начала рассмотрим, что такое ДТП, согласно ПДД на 2019 г. Дорожно-транспортным происшествием называют эпизод с участием хотя бы одной единицы механического транспортного средства, в итоге которого произошел вред для здоровья или жизни одного физического лица или нескольких лиц, имуществу одного или нескольких лиц.
Механическим транспортным средством называют транспортное средство, которое приводится в движение при помощи двигателя. В разряд велосипедов гироскутер никак не попадает, так как согласно ПДД, велосипед – это транспортное средство, которое приводится в движение при помощи мускульной силы человека.

Вот и получается, что эпизод столкновения пешехода с гироскутером, которым по закону может управлять даже маленький ребенок, в результате которого есть пострадавшие, согласно ПДД является дорожно-транспортным происшествием! Совершенно очевидно, что на сегодняшний день необходимо в правила дорожного движения вносить правки.
Еще одной несуразицей, связанной с гироскутерами является то, что совершенно непонятно, где на нем можно ездить. На проезжей части, где ездят автомобили - однозначно нельзя. Тротуар же предназначен только для пешеходов. Если же на пешеходной дорожке имеются специальные обозначения, то тогда можно ездить по ним велосипедистам.
Гироскутеры же в разряд велосипедов не подпадают, то есть и по пешеходным дорожкам и тротуарам, согласно ПДД, им ездить тоже не разрешается! Тоже самое касается и таких транспортных средств, как моноколеса.


ПЕШЕХОД ЕЩЕ НЕ УСПЕЛ ВЫЙТИ НА ДОРОГУ, А АВТОМОБИЛИСТ УЖЕ НАРУШИЛ ПДД


Очень неоднозначной является ситуация о не пропуске автомобилем пешехода, который хочет перейти дорогу по обозначенной специализированными метками в виде так называемой «зебры», но он еще даже не успел встать хотя бы одной ногой на проезжую часть. Очень много жарких споров до сих пор ведется по этому поводу.

Ранее по этим конфликтным моментам правило дорожного движения гласило: пешеход имеет преимущество, если между ним и водителем менее двух полос движения. А это происходит фактически во всех случаях. Вот и выходила ситуация, что водителя можно было наказать фактически во всех случаях, даже когда между человеком и проезжей частью, которую он собирался переходить, было расстояние более 5 м.

Последней поправкой к этому пункту ПДД была следующая фраза:

  • водитель обязан ехать с таким скоростным режимом, позволяющим вовремя сделать полную остановку, чтобы успеть пропустить пешехода. Но и это поправка до конца полностью не регулирует спорные ситуации, которые то и дело возникают с участием водителей и пешеходов.


Если инспектор ГИБДД захочет оштрафовать водителя за то, что он не пропустил пешехода – вряд ли водитель сможет оспорить данное решение по закону. Естественно, это не касается тех случаев, когда человек, переходящий дорогу, уже вступил ногой на проезжую часть.


ОСТАНОВКА СОТРУДНИКАМИ ГИБДД ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ
Так и по сей день неясно, имеют ли право по закону сотрудники ГИБДД останавливать водителей для проверки документов. В законе «Об органах внутренних дел» такой причины остановки нет. Но почему-то сотрудники ГИБДД продолжают останавливать водителей по этому поводу. Водители жалуются на это в вышестоящие органы, но особой реакции руководства на эти жалобы нет. Создается ощущение, что закон «Об органах внутренних дел» просто не работает.






КАЖДЫЙ СОТРУДНИК ГИБДД ЯВЛЯЕТСЯ РЕГУЛИРОВЩИКОМ


Согласно ПДД на 2019 г. регулировщиком является сотрудник ГИБДД, который осуществляет регулировку и контроль движения на дороге в специальной форменной одежде со светоотражающими элементами и специализированной экипировке в виде свистка и жезла. По этому пункту правил выходит, что абсолютно любой сотрудник ГИБДД – регулировщик.

Так как тогда быть с ситуацией, когда на дороге имеется одновременно несколько сотрудников ГИБДД. Согласно ПДД положение корпуса регулировщика по отношению к автомобилю говорит о том, можно ли продолжать движение или нет. И если можно двигаться, то по положению корпуса регулировщика можно узнать, в какую сторону.

Как быть в ситуации, если один сотрудник стоит к нам правым боком, другой – спиной, третий – передом? Ведь если регулировщик стоит правым боком – автомобилист может ехать прямо и направо, спиной и передом – водитель обязан остановиться. Кого из них слушаться?
Или вот еще одна типичная спорная ситуация: водитель подъезжает к перекрестку и ему горит красный свет светофора. В этот момент по своим служебным делам, которые никак не связаны с регулировкой движения, находится сотрудник ГИБДД, причем он по отношению к автомобилисту находится правым боком своего корпуса и запрещающего сигнала жеста не имеется.

Пункт же правил дорожного движения в данном конкретном случае гласит:

  • что первоочередными сигналами, которыми обязан руководствоваться водитель являются сигналы регулировщика. Тогда получается, что автомобилист, наплевав на красный сигнал светофора, должен двигаться вперед и попадать из-за этой несуразицы в ДТП, которое если произойдет, будет по его вине!



ГРАНИЦЫ ПЕРЕКРЕСТКА


Еще одним спорным моментом являются границы перекрестков. По статистике, более половины всех аварий приходится на перекрестки, поэтому очень важно понимать, где начинается и заканчивается граница перекрестка.

У большинства Т-образных перекрестков России отсутствуют границы. То есть складывается такая ситуация на дороге, что пересечение дорог на одном уровне имеется, перекресток согласно ПДД также присутствует, а границ у него нет. Поэтому при ДТП на таком перекрестке очень тяжело инспекторам определить границы ответственности у каждого участника аварии.


БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОГУЛОК ГРУПП ДЕТЕЙ ВДОЛЬ ДОРОГ

Безопасность прогулок групп детей вдоль дорог благодаря правилам дорожного движения под большим вопросом, в частности из-за одного очень спорного пункта.
Он гласит:

  • группы детей можно прогуливать лишь по пешеходным дорожкам и по тротуарам, если их же нет в наличии - по велосипедным дорожкам, при их неимении – по обочине дороги, которая идет навстречу едущим автомобилям. При ходьбе детей по дорожкам для велосипедов, велосипедисты не должны им мешать.


То есть получается, что по правилам безопасней сопровождать детей по велосипедным дорожкам, граница которой находится в нескольких сантиметрах от дороги, чем по обочине, которая располагается сразу после велосипедной дорожки! Какой сопровождающий детей человек на это пойдет?


ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИНСТРУКТОР, СИДЯЩИЙ В ОДНОЙ МАШИНЕ СО СДАЮЩИМ КУРСАНТОМ ВОДИТЕЛЕМ?

Согласно правил дорожного движения водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, кроме физического лица, который обучается управлению транспортом. Последние поправки говорят, что и инструктор, который в это время располагается в машине – не является водителем.

Напрашивается вопрос: если претендент на получение водительских прав неожиданно для всех попадает в дорожно-транспортное происшествие по своей вине, кто в этой ситуации будет признан виновным? Курсант тогда в этот момент может просто выйти из машины и скрыться с места происшествия и ему ничего за это не будет?

Претендент на получение водительских прав в данной ситуации, согласно пункту ПДД не является водителем, инструктор - тоже. Да и чисто по-человечески, как можно винить инструктирующее лицо, если он может в этот момент сидеть на заднем сиденье автомашины.

В этот пункт правил дорожного движения также нужно вносить поправки, чтобы четко была прописано, какое физическое лицо будет нести ответственность в случае непредвиденных ситуаций.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ
Очень спорным пунктом ПДД, который провоцирует к созданию на дороге к спорным ситуациям, является пункт про индивидуальное обучение транспортным средством. Он говорит о том, что лично проводить обучение может водитель, возраст водительского удостоверения которого старше 2-х лет.

Исходя из выше изложенного, вполне может сложиться комичная ситуация: обучать индивидуальным методом другое физическое лицо может тот водитель, который получил водительское удостоверение 2 года назад и ни разу после этого не садился за руль автомобиля, то есть человек, которого еще самого необходимо обучать.






ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СПЛОШНОЙ ЛИНИИ

В свете последних усилений ответственности водителей за пересечение одной или двух сплошных линий на дорогое возникает множество спорных ситуаций:
  •  Качество дорожного покрытия.
В некоторой местности, особенно в какой-нибудь деревне бывают такие огромные ямы, что водитель автомашины на свой страх и риск объезжает ее, чтобы не оставить в яме колесо. При этом попутно шофер совершенно не специально пересекает сплошную линию. В это время недалеко находившийся инспектор ГИБДД его штрафует.
И хорошо еще, если он шофера просто оштрафует (до 5000 руб.). Ведь за данное нарушение водителя автомашины можно лишить водительского удостоверения сроком до 6 месяцев. Хотя по-человечески шофера можно понять.
  •  Тихоходный транспорт.
Каждый из водителей хоть один раз сталкивался с такой ситуацией: впереди едет трактор, но встречные машины не дают сделать по правилам дорожного движения обгон. И хорошо, если трактор движется со скоростью хотя бы 40 км/ ч. А ведь бывает ситуация, что он двигается со скоростью 10 км/ ч и обогнать его не получается. Ведь когда идет прерывистая линия – едут встречные машины, если встречного механического транспорта не имеется – идет сплошная линия. После получаса такой езды за трактором, который движется со скоростью 10 км/ ч, даже у очень спокойного человека могут сдать нервы, и он, наплевав на правила дорожного движения уже делает обгон. При этом водитель машины пересекает сплошную линию. Что в этой ситуации делать шоферу?
  • Необоснованно нарисована сплошная линия.
В Российской Федерации нередки случаи, когда без особых видимых на то причин сплошная линия идет без разрывов в течении 10 километров. Видимость дороги при этом замечательная. Создается ощущение, как будто в специализированной машине, которая делает разметку, вдруг вышел из строя какой-то важный узел. А перед шофером возникает все та же дилемма: обгонять мотоблок, движущийся со скоростью 5 км/ ч, при этом рискуя потерять права или в течении получаса или больше тащится за ним.
  • Сплошная линия стерта либо находится под снегом.
Очень спорной является ситуация, когда сплошная разметка по тем или иным причинам не видна водителю. Поэтому решение о наказании либо не наказании полностью ложится на плечи конкретного сотрудника дорожной полиции, то есть на максимум включается пресловутый человеческий фактор.
Чем выше влияние на окончательное решение человеческого фактора - тем меньше объективность данного решения и тем больше поводов для споров. Следовательно, больше подобных дел будет рассматривать суд.

Отдельным пунктом можно выделить спорную ситуацию, когда шофер может по закону лишиться прав, даже если он производил обгон через прерывистую дорожную разметку. Это случай, когда висит временный дорожный знак «Обгон запрещен». Инспектором ГИБДД это нарушение по своей тяжести может трактоваться, как и пересечение сплошной линии.

Еще одним лишением водительского удостоверения может быть спорный случай на дороге, когда в месте пониженной видимости (допустим подъема) был совершен обгон и при этом неподалеку присутствовал инспектор, который это все зафиксировал. При этом даже может не быть знаков, запрещающих обгон! Данный случай также может трактоваться, как будто шофер автомашины пересек сплошную разметку и это может повлечь к потере водительских прав!


РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ
Горячие споры ведутся не по поводу наказания или не наказания шофера авто. Пункт правил дорожного движения однозначно трактует данный случай как нарушение. Штраф за не пристегнутый ремень предусмотрен в размере 500 руб.

Спор в этом случае вызывает следующий момент: после того, как инспектор оштрафовал шофера за езду без ремня, имеет ли он после этого право оштрафовать не пристегнутых пассажиров в размере 100 руб. за каждое физическое лицо. Ведь одно нарушение не может караться дважды. Но некоторые инспекторы ГИБДД иного мнения, а ПДД на этот счет не дают однозначного ответа.


ОБГОН, СОВЕРШАЮЩИЙСЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

В России имеется множество спорных случаев на дороге, связанных с обгоном автомобилей на перекрестках.
Данные обгоны можно условно разделить на 2 группы:

  • обгон, который совершается на регулируемом перекрестке 
  • обгон, который совершается на нерегулируемом перекрестке

Наиболее сурово карается обгон на регулируемом перекрестке: фактически во всех случаях человек, совершающий на этом перекрестке обгон – лишается водительских прав. Только в некоторых случаях может быть штраф, но это уже на усмотрение инспектора ГИБДД.

Не так однозначно трактуется обгон автомашины на нерегулируемом перекрестке. Если водитель совершает обгон на данном перекрестке и у него главная дорога, то возможно он не будет никак наказан, даже штрафом.

Необходимо тогда учитывать такие обстоятельства: были ли запрещающие знаки, какая была в тот момент дорожная разметка. Если запрещающих знаков не было, но машина при обгоне пересекла сплошную, либо двойную сплошную линию – однозначное нарушение, но как оно будет караться – в индивидуальном порядке решит инспектор ГИБДД.

Однозначно трактуется случай, если обгон был совершен водителем автомашины, которая двигалась на второстепенной дороге. Законом данный случай трактуется как нарушение, тяжесть которого сравнима со случаем, когда была пересечена сплошная линия. То есть это может караться лишением водительского удостоверения сроком вплоть до 6 месяцев включительно.


ЗА ЧТО ОТВЕТСТВЕНЕН СОБСТВЕННИК МЕХАНИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Немало споров ведется насчет последней поправки в ПДД, которые определяют ответственность хозяина автомобиля и лица, которому собственник автомашины передал ее во временное пользование.

Пример: хозяин машины дал машину в пользование на 1 сутки человеку, у которого имеется в наличии водительское удостоверение. Данное физическое лицо нарушило скоростной режим и попало в обзор камер с видео фиксацией. Через некоторое время собственнику данного автомобиля приходит на почту «письмо счастья» с просьбой оплатить за это штраф в размере 500 руб.

В данном конкретном случае нарушается презумпция невиновности этого человека. Не хозяин должен доказывать, что в тот конкретный момент времени он не находился в своем авто. А один же из пунктов правил дорожного движения гласит, что предоставлять необходимые доказательства должен собственник. Доказательствами будут являться: алиби, копия доверенности, а также справка, что в тот момент времени транспортное средство находилось в угоне.


АЛКОТЕСТЕРЫ

Множество спорных ситуаций вызывают алкотестеры, которыми снабжены экипажи ГИБДД.

Многие алкотестеры не имеют сертификата, у них нет функции распечатки результата тестирования.

У некоторых инспекторов нет к алкотестерам одноразовых мундштуков. Также до конца нет четкого понимания: в каких случаях на законном основании водитель может отказаться от прохождения тестирования на алкоголь, какая ответственность может наступить в случае отказа.



ОСТАНОВКА МЕХАНИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК ИНСПЕКТОРОМ ГИБДД
До сих пор в правилах дорожного движения нет пункта, который бы указывал: имеет ли право на неосвещенной трассе, в темное время суток инспектор останавливать транспорт для проверки документов. Особенно в ситуации, когда в последнее время участились случаи нападения на водителей преступников, которые для совершения преступления переодевались в форму полиции.


ОБЫСК МАШИНЫ И ПОНЯТЫЕ
Закон гласит, что инспектор имеет право производить обыск авто только при понятых. Но тот же закон говорит, что инспектор ГИБДД может без понятых проводить осмотр автомобиля. Спорной ситуацией как раз является момент, где заканчивается осмотр и начинается обыск. Четкой границы на сегодняшний день не имеется.






ВОДИТЕЛЬ И НАРУШАЮЩИЕ ПРАВИЛА ПЕШЕХОДЫ
Очень резонансной и спорной ситуацией, касающихся ПДД была конкретная ситуация, которая была даже подробно освещена в новостях. Она заключалась в том, что пешеходы начали перебегать дорогу на запрещающий для них красный сигнал светофора. Водитель, соответственно ехал на разрешающий для себя зеленый сигнал светофора.

Так как нарушающие правило дорожного движения пешеходы двигались быстро – водитель не сразу среагировал, пешеходы вынуждены были на половине пути резко остановиться, чтобы пропустить проезжающий автомобиль. Находящийся неподалеку инспектор ГИБДД увидел это и выписал штраф автомобилисту, который потом пытался обжаловать данное решение в суде. Но в итоге у него из этого ничего путного не вышло.


ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ
Множество спорных ситуаций на дороге связано с трамвайными путями. В правилах дорожного движения до сих пор нет четкого ответа, можно ли шоферам ездить по трамвайным путям. И если можно, то в каких конкретных случаях. В ПДД есть размытая формулировка, что можно ездить по трамвайным путям в попутном направлении, но при условии, что данный маневр не создает препятствий для проезда трамваям. Но это в полной мере не отвечает на этот вопрос.


СПЕЦТРАНСПОРТ

Множество спорных моментов связано с пропуском спецтранспорта, в каких случаях необходимо его пропускать. Масла в огонь подливают некоторые люди, которые пользуясь своими связями в кругах полиции, не совсем законно получают специальные сигналы.

На сегодняшней день существует очень много спорных ситуаций, связанных так или иначе с правилами дорожного движения. В данной статье была рассмотрена лишь малая часть спорных моментов, которые возникают из-за несовершенства утвержденных ПДД. Но знать это необходимо, чтобы потом было легче отстаивать свои права не только в суде, но и при устном разговоре с инспекторами.