среда, 9 июля 2014 г.

Смотрим на дорогу правильно

Отличное знание ПДД и их соблюдение необходимо, но этого недостаточно. Дело в том, что ПДД лишь устанавливают порядок дорожного движения для его участников, но не обеспечивают их безопасность. Другими словами, соблюдение Правил гарантирует водителю юридическую невиновность в случае ДТП, но не гарантирует отсутствие происшествия. Безопасность своей езды может обеспечить только сам водитель, и никто кроме него. А это значит, что для безопасного вождения следует руководствоваться некоторыми дополнительными принципами или правилами, которые выходят за рамки Правил дорожного движения, но не вступают с ними в противоречие. Именно об этих правилах и пойдет речь в данной серии статей.

Главное отличие езды по дорогам общего пользования от занятий на тренировочной площадке – наличие других участников дорожного движения, коими являются другие транспортные средства, их пассажиры, пешеходы, идущие по тротуарам или обочине, или переходящие проезжую часть. И если на площадке ни вы, ни вам никто не мешал, то на дороге вы обязаны предупреждать других участников о своих намерениях включением указателей поворота. Об этом гласит пункт 8.1 ПДД.






Включение указателей поворота это не просто соблюдение Правил. Оно не дает преимущества в движении, а только лишь информирует окружающих. Но этим действием водитель показывает свое уважение к другим участникам движения. Он как бы сообщает: «я вас вижу, понимаю и забочусь о нашей с вами безопасности». Поэтому перед тем, как захотите изменить направление своего движения, будь это отъезд от тротуара, выезд с парковки, поворот, перестроение, обязательно включайте указатели поворота. Причем «поворотники» нужно включать заранее, но так, чтобы не вводить других водителей в заблуждение. Исключение составляет любое закругление дороги, когда поворот — это единственный вариант движения.

Просто предупреждать других участников недостаточно. Их нужно видеть и понимать, помешаете ли вы им своим действием или нет. Если помешаете – нужно уступить, если нет – можно продолжить маневр. Принцип простой:

  • если вы стоите, а они уже едут, значит, они в этой ситуации главнее, так как вы только начинаете движение;
  • если вы, двигаясь в потоке машин, перестраиваетесь на соседнюю полосу (меняете направление своего движения), по которой движутся другие машины прямо (не меняя своего направления), то и в этой ситуации они главнее, так как едут прямо без изменения направления движения.


Постепенно мы подошли к такому важному вопросу, как обзор в автомобиле. За всем, что происходит вокруг автомобиля нужно постоянно следить и контролировать дорожную обстановку. С ситуацией впереди автомобиля все просто – во время движения взгляд водителя все время скользит впереди машины. Это основное направление взгляда водителя. Отводить взгляд от этого направления можно не более чем на 1 секунду. То, что происходит позади автомобиля, водитель видит в салонное зеркало и боковые зеркала заднего вида. Как правильно настроить зеркала можно прочесть в статье «Правильная посадка водителя». Но как бы вы не крутили зеркала, абсолютно все, что делается сзади и с боков автомобиля увидеть невозможно. Любой автомобиль имеет так называемые мертвые или слепые зоны. Это те участки вокруг автомобиля, которые не видны в зеркала. Их можно увидеть, только повернув голову и бросив взгляд в эту сторону. Поэтому перед перестроением и любым другим маневром следует помимо взгляда в боковое зеркало, контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы. Но не более чем на 1с.

Таким образом, общий порядок действий при совершении любого маневра будет следующий:
  • движение прямо
  • включение «поворотника»
  • взгляд в зеркало
  • поворот головы и взгляд в «мертвую зону»
  • маневр (перестроение, поворот, разворот)
  • выключение «поворотника»
  • движение прямо — взгляд в зеркало для контроля ситуации сзади автомобиля






Особое внимание нужно уделить контролю ситуации сзади автомобиля во время торможения. В плотном потоке далеко не все соблюдают нужную дистанцию – кто-то в буквальном смысле «сидит на заднем бампере» вашей машины, кто-то очень часто перестраивается, меняя полосы движения. Поэтому, когда собираетесь тормозить – посмотрите назад в зеркало. Вдруг там движется машина, и ее водитель не ожидает вашего торможения и не успеет сам затормозить. В этой ситуации, согласно ПДД, конечно, будет виноват он, но ведь вашу машину могут зацепить или помять.

В каких ситуациях лучше не тормозить, если сзади кто-то едет? Например, при наезде на кочку или яму. Лучше пусть подвеска принимает на себя удар, чем зад автомобиля. Поэтому необходимо будет выработать в себе привычку при торможении смотреть в зеркало заднего вида.

Для правильного наблюдения за дорожной обстановкой мало просто на смотреть на дорогу – следует распределять внимание рационально. Рассмотрим, что это значит «смотреть рационально».

1. Концентрация внимания в направлении своего движения. Это нужно для того, чтобы автомобиль точно следовал заданной траектории. Причем смотреть нужно как можно дальше вперед. Взгляд как бы сканирует дорогу, перемещаясь ближе – дальше. В городском потоке хорошо бы держать в поле зрения несколько впереди идущих машин. Отводить взгляд от направления движения можно только в том случае, если вы уверены, что в этом направлении все в порядке, и на время не более 1 секунды. Даже за 1 с ситуация может сильно измениться.

2. Концентрация внимания на наиболее важных с точки зрения безопасности объектах. Например, увидев рекламный щит, не стоит задерживать на нем внимание — реклама не представляет для водителя никакой информационной ценности. А вот знак под этим щитом может оказаться важным, или увидев, что автомобиль, идущий впереди начал тормозить, например, перед пешеходным переходом, стоит обратить внимание – вдруг он кого-то пропускает.

3. Наблюдение за обстановкой на прилегающей к проезжей части территории. Например, там могут оказаться дети, играющие с мячом, который уже через мгновение может оказаться на дороге.

4. Для полного контроля обстановки сбоку и сзади вашей машины следует каждые 10-15с смотреть в зеркала заднего вида. Разумеется, это примерное время, оно зависит от плотности потока. На трассе за городом, к примеру, можно увеличить этот интервал времени до 1 минуты. Но делать это необходимо.

5. Периодически, особенно перед перестроением, контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы в сторону маневра. Другого способа нет. Дополнительные сферические зеркала не всегда дают точную картину.

6. Запоминать участников движения вокруг себя. Например, вы видите, что сзади вас движется красная Лада-Калина. Вы решаете перестроиться и вдруг видите, что Калина исчезла из зеркал. Это повод повременить с маневром и лишний раз окинуть взглядом «мертвую зону».

Ну и наблюдая за дорогой, не стоит забывать о показаниях приборов, особенно спидометра и тахометра. Показания тахометра очень важны для контроля оборотов двигателя, особенно при ускорении, замедлении, прохождении поворотов и движении в сложных дорожных условиях. При равномерном движении можно чаще смотреть на спидометр. Но стараться смотреть нужно так, чтобы взгляд был постоянно направлен на дорогу, а показания приборов контролировать периферийным зрением.



ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Любой желающий покататься за рулем автомобиля рано или поздно захочет то же самое проделать и на воде. В этом нет ничего удивительного ведь управление катерками лодочного типа может доставить огромное удовольствие, тем более сейчас и запчастей для лодочных моторов http://www.mirmotozapchastei.ru/catalog/outboards/1/?path=8.40 вполне достаточно чтобы не бояться о поломке вашей лодки.


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Анализ веб сайтов Рейтинг@Mail.ru

© 2013 - 2017 AVTOBLLOG.RU По всем вопросам обращайтесь на E-mail: sergeymjalo@gmail.com